Центр по климатическому финансированию (ЦКФ)

В рамках проекта  «Инициатива ООН: обучение в сфере изменения климата» (UN CC: Learn) проведена оценка потенциала и потребностей в обучении вопросам изменения климата. Цель данной работы заключалась в оценке функциональных и компетентностных потребностей ключевых секторов и заинтересованных сторон в обучении, а также потенциала и возможностей проведения мероприятий по обучению в области изменения климата.

Был проведен опрос среди госструктур, НПО, образовательных и научно-исследовательских организаций, местных сообществ и др. заинтересованных сторон, были изучены обзоры, отчеты исследований, положения госорганов, веб-сайты организаций, и др. доступная информация из открытых источников.

Основные выводы оценки:

  • Большинство госорганов не отмечают вопросы изменения климата как актуальные направления для повышения квалификации своих сотрудников, соответственно вопросы изменения климата не включены в программу обучения и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, которая формируется Государственной кадровой службой КР на основе потребностей госорганов.   Возможными причинами является то, что задачи по изменению климата не включены в положения госорганов, поэтому не закреплены в функциональных обязанностях их сотрудников.
  • У сотрудников отсутствует понимание проблемы изменения климата, его последствий, а также четкое представление о функциях, связанных с изменением климата.  Загруженность рутинной работой, отсутствие стимула для самообразования, нехватка методологической помощи по вопросам изменения климата, и другие факторы также объясняют низкий уровень кадрового потенциала.
  • Недостаток квалифицированных кадров и методологической поддержки также наблюдается в госорганах, специализирующих на сборе, производстве и накоплению климатической информации.  Кроме этого, в этих секторах наблюдаются пробелы в организации системы сотрудничества между производителями и пользователями климатической информации.
  • Организации гражданского общества, работающие в сфере изменения климата, обладают сравнительно высоким потенциалом человеческих ресурсов.   НПО реализуют различные проекты по продвижению вопросов ИК и внедрению адаптационных мер на местном уровне, но эти усилия фрагментарны, привязаны к донорским средствам.
  • Заинтересованные стороны на местном уровне уже испытывают негативные последствия изменения климата (в частности, фермеры), но для полноценной адаптации к ним следует вооружиться определенными знаниями по адаптационным мерам. На местном уровне наблюдается острая нехватка доступной информации по вопросам изменения климата и знания по практическим адаптационным мерам.
  • Научно-исследовательская база должна обеспечивать каждый сектор глубоким пониманием климатических рисков и предложить научно-обоснованные меры реагирования.  Однако, недостаточный потенциал сотрудников, недостаток финансирования, отсутствие доступа к климатическим данным, и др. факторы ограничивают выполнение полноценных научно-исследовательских работ по изменению климата и вовлекаться в процесс планирования.
  • Вопросы, связанные с изменением климата, постепенно внедряются в систему образования страны. Темы изменения климата в разной степени интегрированы в учебные программы и планы образовательных учреждений.   Есть вузы, выпускающие специалистов в области метеорологии и гидрологии, которые являются ключевыми кадрами для проведения климатического мониторинга и создания информационной базы. В других прикладных направлениях также рассматриваются вопросы экологии и изменения климата.  Однако эти усилия недостаточны, так как сами поставщики обучения нуждаются в повышении квалификации своих преподавателей, инструкторов, тренеров и др.

На основе полученных результатов были предложены рекомендации по трем направлениям:

а) Обучение и повышение квалификации кадров по различным специальностям;

б) Продолжить внедрение вопросов изменения климата в содержание образования; и

в) Информирование и вовлечение населения.  Отчет по результатам оценки был обсужден на Среднесрочном семинаре проекта и послужит основой для разработки Комплексного плана мер по обучению вопросам изменения климата.

Ознакомиться с Отчетом по результатам оценки можно здесь.

 

*********

Принятием климатических обязательств Кыргызстану необходимо значительно активизировать свои усилия по сокращению выбросов при параллельном укреплении устойчивости к последствиям изменения климата.  Наращивание потенциала и повышение информированности являются одними из основ для достижения целей Конвенции и Парижского соглашения.  Осознавая такую необходимость, Кыргызстан в 2019 году присоединилась к Единому партнерству ООН по обучению в области изменения климата — UN CC: Learn – совместной инициативе агентств ООН, направленной на поддержку эффективного, ориентированного на результаты и устойчивое обучение по вопросам изменения климата в рамках устойчивого развития. В том же году инициирован проект в сфере обучения вопросам изменения климата (Инициатива ИК ООН: обучение) и начата его реализация на национальном уровне.  Проект реализуется ПРООН и координируется Центром по климатическому финансированию Кыргызской Республики в сотрудничестве с Министерством образования и науки КР, Министерством экономики КР и Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР.  Проект нацелен на разработку стратегического документа по укреплению кадрового и институционального потенциала в области изменения климата, в том числе в целях институционализации процесса разработки и реализации ОНУВ и Национального адаптационного плана.

 

Архивы