Центр по климатическому финансированию (ЦКФ)

 

Об имеющемся огромном потенциале энергосбережения в Кыргызстане, и мерах, предпринимаемых Правительством Кыргызской Республики c нами поделился Бекнур Маратбеков, консультант ЦКФ КР по зеленой энергетике.  

ЦКФ: Расскажите пожалуйста про текущую ситуацию в сфере энергосбережения в Кыргызстане.

БМ: Изменение климата является одним из основных современных вызовов, который ставит под угрозу производство продовольствия, энергетическую безопасность, повышение уровня моря, которое увеличивает риск природных катастроф. Если не предпринять решительных действий сегодня, то последующая адаптация к изменению климата потребует больших усилий и затрат. Необходимо учитывать, что в Кыргызстане отмечается рост населения ускоренными темпами и, в рамках государственно-частного партнерства обеспечивается развитие промышленности, идет постоянный рост потребления энергетических ресурсов, в том числе и электропотребления. Строительство новых генерирующих мощностей по объективным и субъективным причинам запаздывает в сравнении с темпами роста ее потребления. Поэтому в современных условиях, вопросы энергосбережения и энергоэффективности в энергосекторе страны выходят на первый план и являются важным условием развития экономики и конкурентоспособности в современном мире.

Энергоемкость экономики Кыргызстана, по данным Международного энергетического агентства, в последние годы показывает высокие значения — 1,1- 1,29 тонна нефтяного эквивалента (т.н.э.) / 1000 долл. США при среднемировом значении 0,24 т.н.э./1000 долл. США. В развитых странах этот показатель составляет 0,09-0,15т.н.э./1000 долл. США, а в развивающихся — 0,22-0,74т.н.э./1000 долл. США.

Учитывая эти обстоятельства, необходимость внедрения программ повышения энергосбережения и энергоэффективности были включены в задачи Национальной стратегии развития Кыргызской республики на 2018-2040 годы, где в задаче 7.11. «Модернизация и внедрение энергоэффективных технологий» предусмотрено масштабное внедрение программ по энергоэффективности и энергосбережению.

Также, в Концепции зеленой экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан — страна зеленой экономики», утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 28 июня 2018 года № 2532-VI, указано, что обеспечение смягчения воздействия к климату в Кыргызстане планируется, в том числе, через развитие зеленой энергетики и энергосбережения.

ЦКФ: Скажите пожалуйста, каков потенциал энергосбережения в стране?

БМ: В Кыргызской Республике имеется огромный потенциал энергосбережения, который оценивается в 35-40% от общего объема энергопотребления. Энергоэффективность и энергосбережение играют решающую роль в экономическом развитии Кыргызской Республики, так как, анализ потребностей населения в энергоносителях показывает, что за последние 10 лет потребление электроэнергии жилищно-коммунальным хозяйством и населением увеличилось в 1,8 раза и достигло 8,98 млрд кВт.ч в год, что составляет 74,5 % от общего потребления. При этом, ежегодный рост потребления электроэнергии в стране в среднем составляет 4,4 % в год. Однако увеличение генерирующих мощностей с 2010 года не наблюдается, в связи с чем в маловодные годы образуется дефицит электроэнергии.

Прогнозные данные за период с 2019 по 2023 годы наглядно показывают, что эти годы будут сопровождаться природным сезонным маловодьем для рек Кыргызстана и для Токтогульского водохранилища (основного поставщика электрической энергии) в том числе, и вопросы энергосбережения и энергоэффективности для Кыргызстана в этот период становятся чрезвычайно актуальными.

 

Кроме этого, анализ топливно-энергетического баланса КР за 2005-2016 гг. показывает, что объем производства топливно-энергетических ресурсов в республике увеличился за этот период на 9,3% при росте потребления на 25,7%, что существенно усложняет процесс удовлетворения спроса потребителей на энергоносители из-за их дефицита.

ЦКФ: Какая работа проводится Правительством Кыргызской Республики в сфере создания условий и внедрения новых механизмов энергосбережения и энергоэффективности?

БМ: Решение задач по энергоэффективности и энергосбережению не только позволяет экономить значительные бюджетные финансовые средства и вносить свой вклад в выполнение обязательств по международным конвенциям и протоколам в сфере изменения климата, но и позволяют защитить наш рынок от низкокачественной энергопродукции.

В целях внедрения новых методов усовершенствования законодательной базы в данной сфере, Правительство Кыргызской Республики в настоящее время разработало проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об энергосбережении», в части внедрения энергетического обследования в Кыргызской Республике и создания условий для образования и деятельности энерго-сервисных компаний (ЭСКО), занимающихся вопросами реализации мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности для различных категорий потребителей топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время, указанный законопроект проходит процедуру согласования с министерствами и ведомствами, и надеемся, что в скором времени будет утвержден Правительством Кыргызской Республики.

Далее, в целях содействия повышению энергетической эффективности зданий с учетом улучшения теплового микроклимата в них, эффективности затрат, снижения потребления (использования) энергетических ресурсов и выбросов парниковых газов в атмосферу, принят закон КР от 20 июня 2019 г. №74 “О внесении изменений в Закон КР “Об энергетической эффективности зданий».

Кроме этого, разработан проект Программы «Внедрение политики энергосбережения и энергоффективности в Кыргызской Республике на 2021-2025 годы». Основной целью Программы является: формирование системы правовых, организационных, технических и экономических мер, направленных на стимулирование достижения экономически обоснованной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в процессе деятельности субъектов энергопотребления, снижение энергоёмкости ВВП и реализация комплексных программных мероприятий по обеспечению планируемых показателей энергосбережения в Кыргызской Республике.

Надеемся, что утверждение указанных законов и нормативных правовых документов дадут положительный сдвиг в смягчении последствий изменения климата в регионе, и внесут свою лепту в становление Кыргызстана, как страны с «Зеленой экономикой».

 

Архивы