Центр по климатическому финансированию (ЦКФ)

Парижское соглашение, принятое в 2015 году, наметило новый курс в глобальных усилиях по борьбе с изменением климата. Парижское соглашение стремится ускорить и активизировать действия и инвестиции, необходимые для устойчивого будущего с низким уровнем выбросов углерода. Его главная цель состоит в укреплении глобальных мер реагирования на угрозу изменения климата, направленных на ограничение роста средней мировой приземной температуры «значительно ниже» 2֯C по сравнению с доиндустриальными временами этого столетия, при этом «прилагая усилия» для 1.5֯C. В нем также устанавливается цель ликвидации глобальных выбросов ПГ ко второй половине столетия или, по крайней мере, компенсации любых остаточных выбросов, например, за счет лесопользования.

Ключевым элементом Парижского соглашения является подготовка Определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) — это планы каждой страны по сокращению национальных выбросов парниковых газов и адаптации к последствиям изменения климата и инвестиционные перспективы.

С ратификацией Парижского соглашения, Кыргызстан как полноправный участник глобального климатического сообщества, приступает к мерам по реализации данного соглашения, и одним из первых шагов является подготовка ОНУВ. Данный процесс поддерживается Программой развития ООН в Кыргызской Республике в рамках глобальной инициативы «Климатическая перспектива». Советник ПРООН по вопросам изменения климата,  Лира Жолдубаева согласилась ответить на некоторые вопросы по данному процессу.

Что собой представляет Определяемый на национальном уровне вклад и каким образом он помогает достичь целей Парижского соглашения?

Л.Ж: Определяемый на национальном уровне вклад представляет собой климатические приоритеты и видение каждой страны в отношении достижения устойчивого низко-углеродного развития. Агрегированные ОНУВ представляют собой коллективные усилия всего мира по борьбе с изменением климата.

Один из ключевых принципов Парижского соглашения заключается в том, что ни одна страна не должна отступать от своих намерений, которые были изложены в планах действий в области климата, т.е. в ОНУВ. Статья 3 Парижского соглашения требует, чтобы они были «амбициозными», «представляли собой прогресс с течением времени» и устанавливались «в интересах достижения цели настоящего Соглашения». Каждые 5 лет страны должны отчитываться за исполнение прежних ОНУВ и ставить себе более амбициозные цели на следующую пятилетку.

На 24-й конференции сторон РКИК в Катовице, Польша был согласован климатический пакет Катовице[1] предназначенный для введения в действие ключевых пунктов Парижского соглашения. В нем указано, как страны будут предоставлять информацию о своих определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ), которые описывают их внутренние действия по борьбе с изменением климата. Эта информация включает меры по смягчению и адаптации, а также подробную информацию о финансовой поддержке действий по борьбе с изменением климата в развивающихся странах.

Являются ли взятые страной обязательства обязательными с юридической точки зрения и есть ли механизмы наказания за невыполнение национальных целей?

Л.Ж:  Сами по себе «национальные вклады» не являются обязательными с точки зрения международного права, поскольку в них отсутствует конкретность, нормативный характер или обязательные формулировки, необходимые для создания обязательных норм. Кроме того, не будет механизма принуждения страны к установлению целевого показателя в своих ОНУВ к конкретной дате и не будет обеспечено правоприменение в случае невыполнения установленного целевого показателя в ОНУВ.

Тем не менее, стране, не выполнившей своих целевых показателей, в периодической отчетности в РКИК необходимо предоставить объяснения о причинах, не позволившим достичь своих целей.

Какие мероприятия осуществляются в Кыргызской Республике для обновления и реализации ОНУВ?

В 2015 году большинство стран, в том числе и Кыргызстан, представили свои Предполагаемые национально определяемые вклады, которые и считаются исходными обязательствами стран.  Те страны, которые определили себе горизонт снижения выбросов до 2025 года, должны взять на себя новые амбициозные цели на следующие 5 лет, страны с целевыми показателями до 2030 года – должны обновить и подтвердить эти цели и по возможности усилить свои обязательства. Кыргызстан представил свои вклады с горизонтом до 2030 года. В 2030 году Кыргызская Республика сократит выбросы ПГ на 11,49-13,75% по сравнению со сценарием «без изменений».

Ратификация Кыргызской Республикой Парижского соглашения в ноябре 2019 года говорит о признании серьезности проблемы изменения климата и его последствий для развития страны на высоком политическом уровне. Но следует также признать, что Кыргызстан ратифицировал соглашение с некоторым запозданием по сравнению с другими странами. Уже в 2020 году Стороны Парижского соглашения должны представить ОНУВ, который является одним из ключевых элементов соглашения и Кыргызстану придется в ускоренном темпе мобилизовать ресурсы и активизировать как можно больше заинтересованных сторон в процесс подготовки ОНУВ.

7 февраля 2020 г. была проведена первая встреча заинтересованных сторон по запуску процесса подготовки ОНУВ, организованная Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.

В данный момент завершается инвентаризация выбросов парниковых газов в рамках двухгодичной отчетности и 4-го Национального сообщения по климату, которое ведет Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства.  Инвентаризация или кадастр парниковых газов включают в себя не только выбросы из категорий источников, но и абсорбцию поглотителями углерода. Такая абсорбция обычно называется секвестрацией углерода. В кадастрах парниковых газов обычно используются значения потенциала глобального потепления (ПГП) для объединения выбросов различных парниковых газов в одно взвешенное значение выбросов. Данная работа очень важна, так как на основании инвентаризации ПГ должны быть построена система мониторинга, отчетности и верификации, и это должно стать основой для широкомасштабных дискуссий в процессе ОНУВ.

Какие выгоды может принести ОНУВ как процесс в Кыргызстане и с какими возможными трудностями может столкнуться Кыргызстан при подготовке этого документа?

Л.Ж:  ОНУВ – это не просто документ, который отражает наши климатические приоритеты и планы по снижению выбросов, это больше процесс экономического планирования и согласования долгосрочных мер по митигации и адаптации к изменению климата со всеми заинтересованными сторонами. В первую очередь со сторонами, которые будут нести экономические издержки при необходимости снижения выбросов — это секторы, связанные с энергетикой, индустриальными процессами, транспортом и сельским хозяйством. Трудности могут возникнуть при отсутствии консенсуса и меж-секторального взаимодействия и вовлечения частного, академического и гражданского сектора. Здесь необходима будет политическая воля и координация всех государственных, частных и гражданских институтов. Созданный Координационный Совет по Зеленой Экономике и Изменению климата должен послужить площадкой для лучшей межведомственной координации и взаимодействия.

Необходимо также четкое распределение ролей и обязанностей в текущем процессе подготовки ОНУВ, ввиду новых институциональных изменений по ответственности перед РКИК. Национальным Координирующим органом РКИК согласно недавнему постановлению Правительства от 20 января 2020 года № 15 является Министерство иностранных дел Кыргызской Республики. При этом техническим агентством по реализации национальной климатической повестки и политики остается Государственное Агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. Министерство экономики и министерство финансов должны учесть вопросов митигации и адаптации к изменению климата в процессах планирования и бюджетирования секторов экономики. ОНУВ должен опираться на достоверную климатическую секторальную статистику, климатические и экономические модели и научные прогнозы. Поэтому, крайне важно обеспечить участие всех заинтересованных сторон.

В целом, процесс подготовки Определяемого на национальном уровне вклада принесет значительные выгоды для страны – стратегическое планирование совместимое с низкоуглеродными и климатоустойчивыми вариантами развития чувствительных секторов экономики, а также привлечение финансовой помощи, укрепление потенциала, передача технологий и другие виды международной поддержки

 

 

 

 

Архивы